Благоустрой... Вредители Выращивание 

Фриз в архитектуре. Фриз в архитектуре – это отличная возможность разнообразить внешний вид здания. Зрительно уменьшить высоту комнаты

Современные дизайнеры и специалисты в архитектурном деле позволяют сделать каждый дом особенным, непохожим на остальные. Наиболее широкой областью применения фантазий и задумок является фасад здания, наиболее которого является антаблемент.

Происходя от французского слова entablement, от table(стол, доска), антаблемент в архитектуре – горизонтальная, невесомая часть балочного перекрытия, как правило, лежащая на колоннах, пилястрах, столбах как перекрытие их пролета, или завершение стены. Возник он на основе деревянных балочных перекрытий храмов времен Античности.

Именно венчающий колонны антаблемент – классическая архитектурная форма, являющаяся неотъемлемой частью фасада любого Древнегреческого храма или здания в Древнем Риме. Он был обязательной частью фасада и применялся совместно с системой колонн, образуя архитектурный ордер.

Строение колонн и самого антаблемента напрямую зависит от выбранного ордера. Но вне зависимости от того, какой именно ордер выбран, фасад здания выполняется в подражательной манере древнегреческого стиля, адаптированном под современную стилистику. Во времена Ренессанса популярность получил антаблемент лишь над верхней частью фасада, без системы колонн. Этот вариант часто используется в современной манере отделки зданий.

Антаблемент делится на три важнейшие архитектурные элементы здания:

  • архитрав;
  • фриз;
  • карниз.

Принято считать, что архитрав, то есть основная часть конструкции, происходит от продольно расположенных деревянных балок, которые укладывали на колонны. Фриз произошел от торцов поперечных балок, уложенных сверху на продольные, впоследствии укрытых плитами. Карниз – сильно выступающая часть кровли, предназначенная для защиты фасада здания от осадков.

Понятие антаблемент употребляют применительно к выбранным как образец стилям в строительстве, опирающимся на образца классического зодчества: классицизма, неоклассицизма, частично барокко. С появлением каменных зданий антаблемент стал терять некоторые свои составляющие.

Начиная с эпохи Возрождения, помимо своей функциональности элементы архитектуры получили творческое осмысление. Конструкции без определенных частей называются:

  • облегченный, антаблемент без архитрава;
  • неполный, когда отсутствует фриз.

Порой становится затруднительно определить, неполный антаблемент или облегченный. Чтобы это сделать, нужно иметь понятие о канонических ордерах.

Архитектурные ордеры

Архитектурный ордер (от латинского порядок, строй) – это определенное, устоявшееся сочетание элементов архитектуры фасада, подчиненных одному стилю, с соблюдением пропорций и соотношения расположения согласно друг друга несомых и несущих конструкций. Выделяют три основных ордера:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Дорический и ионический считаются основными, тогда как коринфский – второстепенный, более шикарный вариант ионического. В архитектуре античной Греции главными элементами становятся крепида (подножье), колонны, стены, кровли с фронтоном треугольной формы и непосредственно антаблементы.

Название ордеров происходит от местности, где они возникли, и имен племен, в тех местах проживавших: дорийцы и ионийцы, являвшихся главными древними племенами Эллады. Таким образом, возникновение основных ордеров относится к архаичным временам, но развивались и достигли пика совершенства в эпоху классицизма.

Греческому искусству было свойственно стремиться отражать образ и строение человека посредством искусства, не исключением стала и архитектура. По причине этого ордеры отличались друг от друга пластикой, свойственной и человеческому телу.

Так, дорический орден обозначает мужское начало, он простой, массивный, монументальный, нагруженный. Ионический – отражение женской сути, более легкий, изящный, не перегруженный, лишенный внутреннего и внешнего напряжения, пластичный. Ордера из камня являются продолжателями древней деревянной системы, а потому в них присутствуют ее следы в виде простых и ясных логических форм.

Дорический ордер

Деревянный прототип ордера имел массивную конструкцию, простую и строгую, состоял из таких частей:

  • стереобат или крепида – ступенчатое основание;
  • несущие опоры в виде колонн;
  • невесомая конструкция фасада – антаблемент.

Возведение храма дорического ордера базировалось на трехступенчатом основании, то есть крепиде. Это были ступени, не предназначенные для хождения по ним. Их высота зависела от общего масштаба здания. Единой мерой размеров как самого сооружения, так и отдельных его деталей, был модуль.

Чтобы колонна была более устойчивой, ее ствол сужался наверху, и венчала его капитель, благодаря которой осуществлялся более удобный переход горизонтальных балок к вертикальной плоскости колонн. Сверху капители накрывались плитами: одна – формой перевернутого усеченного конуса, эхин, удерживала квадратную плиту, абаку.

Ствол колонны дорического ордера не имел базы и опирался на стилобат, то есть верхнюю плиту стереобата. На нем было от шестнадцати до двадцати вертикальных желобов сегментного сечения, имеющими острые грани – каннелюр. Отличительная черта греческого ордера – выразительность, художественность и пластичность в обработке и гармонии в пропорциональности ее составляющих.

Дорический архитрав, представленный деревянной несущей балкой, гладок, завершался тенией, то есть полочкой. А под ней находилась дополнительная полочка – регула. Средняя часть антаблемента, то есть фриз, оснащалась чередующими плитами с вертикальными вырезами, которые назывались триглифы. Между триглифами находились метопы, их иногда украшали барельефами. Вертикальные вырезы располагались на оси колонны и в пролетах между ними, угловой триглиф – соответственно в самый угол фриза.

Дорический карниз сильно нависает над конструкцией. Свешивающаяся часть карниза скошена вниз, это сделано для того, чтобы вода не затекала под него. А четко очерченная горизонтальная линия карниза визуально завершает общий его вид и композицию. Нижняя карнизная плита увенчивается прямоугольными – мутулами. Для стока дождевой воды наверху карниза, боковым фасадам устанавливали водосточный желоб, он в свою очередь переходил на наклонный фронтонный карниз.

Фронтон – как правило треугольная, завершающая деталь фасада строения, которое с боков ограничивается карнизом и скатом крыши. На фронтонах были углубленные места, называемые тимпанами, на которых обычно устанавливали скульптурные композиции, и середина и углы украшались отдельными статуями или орнаментами.

Ионический ордер

Отличие ионического ордера от дорического главным образом заключается в деталях и пропорциях. У колонны база и капитель профилированные. Формы баз делятся на:

  • аттическую;
  • малоазийскую.

Аттической базе характерны ясность и лаконичность. Составляющими ее профиля являются два вала, между которыми находится архитектурный вогнутый облом – скоция. Основные элементы разделены полочками, а валы украшены плетенкой или бороздками. Обломы баз имели кривую линию, видимо, вычерчивали их и впоследствии изготавливали на глаз.

Валюта в архитектуре появилась на развитых ионических капителях в виде подушки с двумя завитками, которые располагались между абаком и эхином. Горизонтальные деления капителей украшались орнаментами. В отличие от дорических пропорций, ионические имеют ажурную, легкую, наполненную свободным пространством структуру. Использование валюты в архитектуре – это неотъемлемый элемент декора ионического и коринфского фасадов.

Составные детали антаблемента также имеют отличия. Архитрав разделен на три полосы, выступающие одна над другой, которые назывались фасциями. У фриза, в отличие от дорического, не было триглифов, практически полностью они покрывались барельефами.

Ионический карниз был украшен полосой иоников, орнаментами яйцевидной формы, делился на верхнюю выносную и нижнюю поддерживающую части. Все элементы архитектуры здания разрабатывались индивидуально. Ионические храмы сооружались с некоторым сдвигом или наклоном колонн и некоторыми другими изменениями в сравнении с основами соразмерности дорического ордера.

В ионических строениях присутствовали оптические иллюзии, например, прием утолщения угловых колонн использовался для того, чтобы на фоне светлого неба казаться тоньше. Горизонтальные линии антаблемента, а также ступени и верхняя часть стилобата, были немного выгнутыми вверх. За счет этого не было эффекта прогиба горизонталей здания. Ствол колонны делался немного припухлым, за счет чего создавалось впечатление, будто она приплюснута под тяжестью антаблемента.

Составляющие коринфского ордера, являющегося наиболее утонченным из всех: высокие колонны, стволы, база, прорезанные каннелюры. Главный отличительный признак – резная капитель в виде корзины листьев аканта, особое распространение получил благодаря римлянам.

Антаблемент коринфского ордера имеет все составляющие ионического. Особыми характерными признаками в коринфском ордере обладает лишь капитель.он выполнен более роскошно, воплощая в жизнь замысли художника, более легок и утончен.

Детали антаблемента

Фасадная архитектура, выполненная в древних античных стилях, классицизме и некоторых других, содержит такую деталь композиции, как антаблемент. Правда, в современных реалиях понятие определенного архитектурного стиля довольно условно, так как чаще всего здания выполнены в эклектической, то есть смешанной стилистике.

В качестве материалов используют камень, искусственный его вариант, также гипс. Лепнина является традиционным материалом для антаблемента, позволяя ему выглядеть по-старинному, однако главный недостаток этого материала – капризность, подверженность погодным повреждениям и недолговечность.

Строение, выполненное в античном архитектурном ордере, имеет основные элементы:

  • конструкция из стоек и балок, основным ее элементом считалась колонна. Ее верхушка заканчивалась капителью. Благодаря линиям колонн здания придавался торжественный и монументальный вид. Хотя встречались сооружения, не имевшие ряды колонн, и тогда ордер назывался неполным;
  • стереобат – основание, на которое опирались колонны. Это фундамент из камня, несколько возвышающийся над уровнем земли, ступенчатый. Верхняя плита стереобата – стилобат;
  • антаблемент, лежащий на колоннах и опорах, и в свою очередь состоящий из карниза, фриза и архитрава.

Архитрав

Архитрав – главная балка, опирающаяся непосредственно на капители колоннады. Дорический архитрав гладкий, тогда как ионический и коринфский – с одним или несколькими уступами. Это важный, основополагающий элемент антаблемента.

Фризы и карнизы

Фриз – средняя часть антаблемента в виде полосы или шва, длинного выступа, будто зажатая между карнизом и архитравом, декорированная пышным орнаментом, рельефными сюжетными изображениями. Описанная выше система ордеров оказалось очень устойчивой и востребованной, применялась долгое время в строительстве.

Фриз дорического ордера составлен из триглифов – прямоугольных плит, стоящих вертикально, с несколькими желобками на них, и метоп, являющихся или камня, декорированных живописью или рельефом. Метопы также украшаются по верхнему горизонтальному краю гуттами – конусами с усеченной верхушкой небольшого размера или цилиндриками. Ионический и коринфский фриз полностью оформлен лепниной или же остается гладким. Нередко стену окаймляет широкая полоса, на которой находятся живописный или скульптурные изображения, полностью ее покрывающие – это также фриз.

Большинство людей, не имеющих архитектурного образования, часто путают антаблемент с непосредственно карнизом. Хотя это в корне не верно, так как первый – состоящее из нескольких деталей монументальное балочное покрытие, а карниз – горизонтально выступающая часть стены, грань кровли, которая защищает ее от дождя и поддерживает крышу.

Карнизы антаблементов

Традиционное предназначение карнизов – защита здания от дождевой воды, но в архитектуре они также часто используются в художественных целях, помогая создать определенный облик здания, придав ему торжественности и монументальности.

Венчающие

Верхняя часть антаблемента, отделяющая плоскостистены и крыши – венчающий карниз. Выглядит как горизонтальный рельефный шов, охватывающий весь периметр здания. Несет в себе не только декоративную функцию, но и защищает стену сооружения от осадков и нагревания под лучами солнца. Потому материал, необходимый для такого вида карнизов, должен отвечать высоким требованиям к сопротивляемости негативным природным явлениям. Чаще всего дня венчающих карнизов используют камень, причем и искусственный вариант тоже, который хорошо себя зарекомендовал в строительстве и использовании в подобных деталях внутреннего фасада строения.

Междуэтажный

Используются для визуального разделения стены на отдельные ярусы. Классический профиль такой детали фасада создает атмосферную игру теней на его поверхности. Фасад, облицованный междуэтажны карнизом, сделает облик здания более элегантным и выразительным. Имеет также функциональную нагрузку, так как служит отводом стекающей сверху воды, не давая ей течь по стене здания, а также создает дополнительную тень.

В современной архитектуре фризом является любая полоса на здании, проходящая горизонтально и разделяющая фасад, стену или другую поверхность на части. Может покрываться всяческими рельефными композициями, сюжетными или нет, орнаментами, а также скульптурами и барельефами.

Основное назначение фриза – декоративное, выполняет функцию усиления внешней привлекательности здания. Применяют также в качестве основы несущей конструкции для будущих элементов здания. Выполняется из разных материалов, особую популярность получил искусственный камень, способный выдерживать непогоду и большие нагрузки без повреждений.

Гладкие фризы на здании могут быть как самостоятельным элементом, так и подготовительным, с будущим нанесением на него элементов декора. Гладкий вариант этого архитектурного элемента помогает зрительно выделить некоторые детали фасада, создает плавные переходы.

Первое, что нужно сделать – это определиться с материалом для антаблемента. Помимо искусственного отделочного камня, современные технологии предлагают выполнять его из пенополистирола и полиуретана. Конструкции, выполненные из последних, отличаются легкостью, благодаря чему не перегружают стену.

Внешний вид полиуретана и пенополистирола проигрывает архитектурному камню, к тому же каменный антаблемент выглядит внушительнее, а прослужит намного дольше. При желании можно приобрести у специализированных компаний как отдельные части антаблемента, так и архитектурный ордер целиком.

Строительные компании выпускают карнизы, фризы и архитравы трех основных архитектурных ордеров: ионического, дорического и коринфского. Помимо прочего, дизайнеры на их основе создают собственные варианты фасадов и варианты декора антаблемента.

Часто антаблемент используют в декоре загородных домов. Однако, стоит всегда думать о его уместности, ведь стиль строения в целом должен ему соответствовать. Таким образом, стоит обратиться за консультацией к профессионалам архитектурного дела.

Фриз и карниз могут быть украшены большим количеством декоративных элементов, но не стоит слишком увлекаться их наличием, нагромождением друг на друга и вычурностью. Переборщить с таким декором очень легко, и фасад вместо легкого, резного, элегантного и запоминающегося получится чересчур перегруженным и лишенным вкуса.

Также ошибкой будет попытка совместить части антаблемента разных ордеров. Например, фриз от ионического, а архитрав с карнизом – от дорического. Подобное смешение уже не будет эклектичным, напротив, вызовет диссонанс и несоответствие.

Если в проекте здания присутствует не только непосредственно антаблемент, но и фронтон, находящийся межу карнизом и фризом, изготавливать его стоит из такого материала, как полиуретан. Полиуретановые фронтоны не только легкие, не подвержены гниению, возникновению на них трещин. Помимо прочего, при желании их можно перекрасить в любой цвет.

Услышав слово «антаблемент», несведущему человеку не стоит пугаться. Ведь в нем скрыто изобретение, известное еще со времен Античности и не зря заслужившее свою популярность. Если им умело воспользоваться, такой декор фасада сделает даже небольшой дом похожим на роскошную усадьбу.

Если говорить человеческим языком, можно сказать, что фриз это какя либо часть здания которая выступает вперед на какое то расстояние от главного фасада.

18.3. При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция размещается исключительно на фризе в соответствии со следующими требованиями:

18.3.2. При использовании в настенной конструкции, размещаемой на фризе, подложки указанная подложка размещается на фризе на длину, соответствующую физическим размерам занимаемых соответствующими организациями, индивидуальными предпринимателями помещений. Высота подложки, используемой для размещения настенной конструкции на фризе, должна быть равна высоте фриза.

Общая высота информационного поля (текстовой части), а также декоративно-художественных элементов настенной конструкции, размещаемой на фризе в виде объемных символов, не может быть более 70 процентов высоты фриза (с учетом высоты выносных элементов строчных и прописных букв за пределами размера основного шрифта, а также высоты декоративно-художественных элементов), а их длина - не более 70 процентов длины фриза.

Объемные символы, используемые в настенной конструкции на фризе, должны размещаться на единой горизонтальной оси.

В случае размещения на одном фризе несколько настенных конструкций для них может быть организована единая подложка для размещения объемных символов.

18.3.3. Размещение настенной конструкции (настенных конструкций) в виде светового короба (световых коробов) на фризе допускается только при условии организации данного светового короба (световых коробов) на всю высоту соответствующего фриза.

18.3.4. При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька строго в габаритах указанного фриза.

Запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька.

Вывески на фризе могут могут быть изготовлены с использованием подложки или без неё. Подложка выполняется на всю длину занимаемого помещения, высота подложки равна высоте фриза, текстовая и художественная часть вывески равна 70% длине и 70% высоте фриза.

Возможно размещение в виде светового короба на всю высоту фриза.


Вывеска на фризе козырька в пределах габаритов козырька.


Запрещеается размещение вывески непосредственнона козырьке .

В пункте 16 сказаны составляющие элементы вывески, (текст, художественные элемнты), для составления правильного дизайна вывески необходимо учитывать разрешённые 70%.

К примеру.


Разработанный дизайн вывески на фризе, с учётом Постановления 902, высота символов, включая логотип не более 70% от ширины и высоты фриза.


Установленная вывеска из объёмных букв и элементов на фризе пристройки к дому.


Вывеска на фризе отдельного здания из объёмных букв и элементов на подложке.

Фриз, в архитектуре - в архитектуре древнегреческих и древнеримских храмов, лежащая между архитравом и гзымсом часть антаблемента, в дорическом стиле занятая чередующимися триглифами и метопами, а в ионическом и коринфском стилях рельефными орнаментами или такими же изображениями фигур и называемая в последнем случае также зоофором. Ф. называется, кроме того, непрерывная полоса рельефов, опоясывающая в некоторых античных храмах, как, например, в афинском Парфеноне, стены целлы. В новейшей архитектуре и декоративном искусстве название Ф. дают всякой полосе, тянущейся горизонтально в разделке стены на части, полосам, обрамляющим какое-либо среднее пространство, и вообще пластической или писанной красками орнаментации, значительно более длинной, чем широкой, например бордюрам ковров, орнаментированным иначе, чем среднее поле, полосам по краям штучного деревянного или каменного пола, отличающимся от него цветом и рисунком. У столяров Ф. называется всякий выступ, делаемый по верхней или нижней части какого-либо их изделия.

  • Антаблеман - Антаблеман, венчание колонн; верхния, выдающиеся вперед над колоннами части архитект. ордеров: архитрав, фриз и карниз.
  • Бочарный свод - Бочарный свод - по виду своему весьма похож на парусный, лишь внутренняя поверхность его образуется иначе. Положим, дано для покрытия какое-либо четырехугольное пространство; для сего на одной из стен...
  • Запрестольный образ - Запрестольный образ - большая икона (или картина в строго-церковном стиле), находящаяся в алтаре православного храма, за престолом, на восточной стене. Обыкновенно она изображает И. Христа, Божию Мате...
  • Обвертывающие и обвертываемые линии и поверхност - Обвертывающие и обвертываемые линии и поверхности (Courbes enveloppe, Surface enveloppe; Courbes et surfaces enveloppe) . - Уравнение всякой плоской кривой заключает в себе, кроме координат ее точек, ...
  • Овы - Овы - в архитектуре мотив пластической орнаментации, представляющий собой ряд как бы птичьих яиц, помещенных одно подле другого и образующих своей совокупностью горизонтальную полосу. О., окруженные и...
  • Немет - Немет (мадьяр. nemet - немецкий, германский, образовалось, по всей вероятности, из русско-славянского немец) - довольно обычная приставка в названиях мест и местностей в Венгрии, имевших или имеющих к...
  • Кассеты в архитектуре - Кассеты в архитектуре Кассеты, или кессоны (архит.) - квадратные, имеющие вид как бы опрокинутых ящиков впадины, употребляемые иногда в разделке потолков и сводов, располагаемые симметрично, окаймленн...
  • Консоль - Консоль - в архитектуре, выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, еще более выступающую вперед, напр. карниз, балкон, стенной вертикальный уступ и т...
  • Котлин - Котлин (прежде Ретусари) - остров в Финском заливе, в 25 вер. от устья Невы, в С.-Петербургской губ. Остров низменный и только в восточной части приподнят искусственно, для устройства крепости. Форма...
  • Панно - Панно (франц. panneau) - в архитектуре гладкая, плоская или криволинейная поверхность на стене, двери, потолке или другой части во внутренности или наружности здания, обрамленная простым лепным бордюр...
  • Параллельные линии - Параллельные линии - прямые линии называются П., если ни они, ни их продолжения взаимно не пересекаются. Все точки одной из таких прямых находятся на одинаковом расстоянии от другой. Однако принято го...
  • Передаточные механизмы - Передаточные механизмы - В машинах приходится движением одной из ее частей А вызывать движение другой части В и притом так, что первая часть или надавливанием, или трением приводит в движение другую ч...
  • Перлы, архитектурный термин - Перлы, архитектурный термин - в архитектуре мотив лепной орнаментации, представляющий собой ряд шариков, как бы жемчужин, нанизанных на нитку и помещенных в желобке.

(франц. frise)

1) в архитектурном ордере средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз членится на метопы и триглифы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.

2) сплошная полоса декоративных скульптурных, живописных и др. изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен или поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Архитектурный словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФРИЗ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФРИЗ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - 1. В архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и …
  • ФРИЗ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Fries) Якоб Фридрих (1773-1843) немецкий философ-идеалист, профессор в Йене. Последователь И. Канта, Ф. Якоби, Ф. …
  • ФРИЗ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Фриз - в архитектуре древнегреческих и древнеримских храмов, лежащаямежду архитравом и гзымсом часть антаблемента, в дорическом стилезанятая чередующимися триглифами и …
  • ФРИЗ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФРИЗ
    (французское frise), 1) в архитектурных ордерах - средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом в дорическом ордере разделяется на триглифы …
  • ФРИЗ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. архит. 1. Средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. 2. Кайма, бордюр стены, потолка, пола, ковра и …
  • ФРИЗ
    (франц. frise), в архит. ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и …
  • ФРИЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Fries) Якоб Фридрих (1773-1843), нем. философ, проф. в Йене. Последователь И. Канта, Ф. Якоби, Ф. Шлейермахера, истолковывал их учения в …
  • ФРИЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М.Г., см. Де Фриз …
  • ФРИЗ
    фри"з, фри"зы, фри"за, фри"зов, фри"зу, фри"зам, фри"за, фри"зов, фри"зом, фри"зами, фри"зе, …
  • ФРИЗ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фри"з, фри"зы, фри"за, фри"зов, фри"зу, фри"зам, фри"з, фри"зы, фри"зом, фри"зами, фри"зе, …
  • ФРИЗ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. frise) 1) средняя часть антаблемент а, расположенная между архитрав ом и карнизом; 2) кайма, бордюр стены, пола, потолка, …
  • ФРИЗ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. frise] 1. средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом; 2. кайма, бордюр стены, пола, потолка, ковра и т. …
  • ФРИЗ в словаре Синонимов русского языка:
    зофор, кайма, …
  • ФРИЗ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) а) Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком (в архитектуре). …
  • ФРИЗ
    фриз, -а …
  • ФРИЗ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фриз, -а …
  • ФРИЗ в Орфографическом словаре:
    фр`из, -а …
  • ФРИЗ в Орфографическом словаре:
    фриз, -а …
  • ФРИЗ в Словаре Даля:
    муж. толстая, весьма ворсистая байка. | зодческ. часть выпуска между архитравом и карнизом. | столярн. поперечный выпуск, галтелька. | артил. …
  • ФРИЗ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. frise),..1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и …
  • ФРИЗ
    фриза, мн. нет, м. (фр. frise) (устар.). Толстая ворсистая ткань типа …
  • ФРИЗ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фриза, м. (фр. frise). 1. Средняя часть антаблемента, часть стены в виде узкой полосы, расположенная между архитравом и карнизом, обычно …

    Фриз Пергамского алтаря. Берлин Фриз (фр. frise) декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Классическая архитек … Википедия

    В Пергамском музее Берлина Фриз из Мшатты … Википедия

    Фриз - – широкая обкладка или обвязка щита или рамки, собранная на ус (окаймление щита или рамки широкими брусками, собранными на ус). [Шепелев А. М. Столярные работы в сельском доме. Россельхозиздат» ,1969 ] Фриз – готовое декоративное стеновое… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    фриз - 1. Средняя из трёх главных частей антаблемента, находящаяся между архитравом и карнизом 2. Окаймляющая полоса, обычно с орнаментом [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные… … Справочник технического переводчика

    Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову архитектура придавали очень обширное значение; так,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Фриз - (франц. frise) 1) в архитектурном ордере средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз членится на метопы и триглифы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется… … Архитектурный словарь