Благоустрой... Вредители Выращивание 

Тема история возникновения столярного дела. Столярные изделия – реалии современного производства. Топор – главный инструмент в прошлом

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) - наиболее древние, возникли в начале человеческой истории вместе с изготовлением примитивных орудий труда. В богатой лесом Беларуси каждую археологическую эпоху дерево, наряду с камнем, костью, позже – железом, было важнейшим материалом для изготовления предметов домашнего обихода, оружия, разнообразных устройств, мебели, транспортных средств.

Целенаправленная деревообработка (выдалбливание, точение, сверление, выжигание, плетение, отсекание, раскалывание, затачивание) известно со времен палеолита. С появлением железных орудий существенно усовершенствовалась технология деревообработки. Во время археологических раскопок на детинца Гродно найдено много деревянных изделий: клепки разной величины от ведер, кадок, бочек, ушатов, маслабоек; днища различных диаметров, резной ковш, точеные миски, чашки, детали кросен, обувные колодки. Вскрыты жилые хозяйственные постройки, 2 уличные мостовые, частоколовые ограждения, деревянные срубы из брусьев и т.д. В зависимости от особенностей ремесленной техники и номенклатуры изделий среди ДР можно выделить плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьбу по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

Плотничество - одно из самых древних ремесел, существующих в синхроничном единстве со столярным ремеслом: оба ремесла были целенаправлены на создание жилищных условий и обустройство жилищной среды, каждый плотник, как правило, был хорошим столяром, оба пользовались почти одинаковыми инструментами, разница была только в частоте их применения и специализации производственного процесса. К плотничеству относятся плотничные работы по установке деревянных фундаментов, стен, пола, перегородок, перекрытий (балок, настилов), вспомогательных конструкций (лесов, помостов) и др. Испытанные народными плотниками-зодчими оптимальные формы и решения успешно используются и в настоящее время в деревянных конструкциях общественного и промышленного строительства.

Столярное ремесло - производство разнообразных изделий из дерева - орудий труда (вилы, цепы, грабли, лопаты, сохи, бороны, ступы, ткацкие станки), предметов домашнего обихода (полки, посудники, вешалки), мебели (сундук, буфет, шкаф, диван, кровать, стул, стол), прикладных элементов жилья и хозяйственных построек (двери, оконные рамы). Сегодня пытается оживить традиции свислочский мастер С. Т. Полуэктов .

Бондарство - изготовление посуды из клепок - трапециевидных или овальных (параболическо-округлых) по краям деревянных плашек, стесанных до необходимой толщины. Бондарные изделия можно объединить в несколько следующие групп: посуда для воды и жидких веществ (бочка для подвоза воды, водянка, ведра, баклага, бочонок, кадочка с крышкой, кружка с ручкой); сосуды для хранения сельскохозяйственных продуктов (бочка для зерна, кадушка или кадка, бочонок с одним днищем для квашеных овощей, моченых яблок и др., бочонок двудонный для напитков, полубочонок, кадка с крышкой или сальник для мясных продуктов); посуда для разнообразных домашних нужд (бочонок или бадья для одежды, бук или тренога для вымачивания белья в зольном растворы, лохань для стирки белья и купания, дежа или квашня, подойник, маслобойки, ушат или шайка, лоханка); меры емкости (осьмина, шеснастка, или пудовка, четверть). Традиции бондарства в Понеманье продолжают , .

Искусство изготовления телег, саней – это несколько разнообразных производственных процессов, которые отличались по технологии и ремесленной технике: термомеханическая обработка (распарка) древесины, изготовление кругов, дуг, санных полозьев, экипажей, грузовых саней, колясок, санок, ярм и др. Декоративные экипажи и колеса производит сегодня .

Долбежное ремесло – одно из самых древних среди деревообрабатывающих. Тесло, резец, пешня, скобла, топор, долото, стамеска позволяли сделать колодный улей, кухонный шкаф, долбленка для зерна, фаску или кадку для меда и кваса, солонку (солоницу), корец, корыто, комягу (колоду, корыто) для водопоя, находившихся обычно рядом колодцем, корыто (корытца) для стирки белья, пыланки (полушки, корытца) для провеивания (пылания) обдирной крупы. Определенные элементы долбежного ремесла просматриваются в творчестве народного мастера С. Н. Лещука .

Токарное ремесло тесно связано с резьбой по дереву, токарь и резчик связаны одинаковыми номенклатурными изделиями: посуда столовая - блюда, чаши, миски, ступки, терки, солонки, ковшики, черпаки, ложки; бытовые предметы и принадлежности - подсвечники, вазы, пепельницы, трубки, табакерки, игрушки и др.; прикладные элементы и детали к мебели, экипажей, карнизы, наличники для украшения жилищ, культовых предметов; производственные устройства - самопрялки, веретена, детали для кросен.

Изготовление и плетение из луба, лозы, соломы и камыша различных предметов хозяйственного пользования: коробки для белья, лукошка, колыбели, кувшины, корзины, ящики, гарнцы и т. п., а также украшения (пауки, звездочки).

Производство кровельных материалов - изготовление доски, щепы, гонт.

С эволюцией общества и совершенствованием ремесленной техники углублялась производственная специализация, что обусловило дифференциацию деревообрабатывающих ремесел на относительно самостоятельные производственные занятия. Так, в плотницком деле выделилось изготовление кровельных материалов, строительство мостов, оборонительных объектов, в столярном - изготовление прикладных элементов жилья (окон, дверей и др.), мебели, сельскохозяйственных орудий, в искусстве изготовления саней, телег - производство рабочих повозок, карет, колесное, санное, дуговое ремесло и др. В 17 в. в Беларуси существовало около 30 ремесленных профессий, связанных с обработкой дерева. Уже в XVI веке в городах ремесленники одной или нескольких смежных специальностей образовывали свои корпоративные объединения - братства, или цеха. Например, в Гродно каретники входили с 1570 г. в цех, объединявший кузнецов, котельщиков, мечников, слесарей, а с 1639 г. были созданы самостоятельные цехи указанных ремесел. В 1593 г. организован объединенный цех домников, кровельщиков, каменщиков, гончаров, плотников. В 1699 г. Август II пожаловал грамоту цехам бондарей и плотников. Среди 15 цехов в 1777 г. были цеха плотницкий, бондарский, столярный, ямщицкий. Наиболее распространены деревообрабатывающие ремесла были в сельской местности. В средневековье почти каждая крестьянская семья строила жилье, изготавливала сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, предметы обихода, посуду, простую мебель. Сельские мастера обычно не имели специального помещения; во дворе под навесом стоял верстак, находились простые производственные приспособления и инструменты. Зимой в доме делали посуду, плели лапти, корзины и др. Часть изделий предназначалась для односельчан, жителей соседних деревень или сбывалось на местных ярмарках. Часть сельских ремесленников несла службу при замках, трактах, фольварках и жила отдельными дворами или поселками. Известны службы плотницкая, зодческая, колесная, бондарная и др. Вторая часть сельских мастеров освобождалась от постоянной службы и платила оброк. С развитием капиталистических отношений и оживлением торгово-экономических связей деревообрабатывающие ремесла приобретали форму отходных промыслов. Некоторые мастера-хозяева имели учеников и подсобных рабочих, которых отправляли в соседние деревни ремонтировать телеги, делать бочки, ушаты, кадки, точить веретена и др. Многие плотники и столяры ходили на заработки в отдаленные места. В первой половине XIX в. значительное количество бревен, досок, дубовой клепки, гонт, брусьев, корабельного леса производилась для внешней торговли. По Неману ежегодно вывозились указанные изделия в Ригу, а оттуда - в Англию, Бельгию, Францию, Голландию и др. страны. Социалистическая реконструкция и развитие крупной промышленности привели к сокращению спроса на деревянные изделия мастеров, работающих своими силами, увеличилось количество металлической и стеклянной посуды. В настоящее время деревообрабатывающие ремесла существуют в форме индивидуальной трудовой деятельности как народное умение и вспомогательный промысел в сельскохозяйственном производстве.

Затем древние египетские столяры обстругивали доски теслом, сделанным из меди (в те времена еще не было железных инструментов). Тесло заменяло древним мастерам рубанок. Тесло крепилось к деревянной рукоятке кожаным ремнем или веревкой.

Широко применялась технология деревянных шипов, которыми соединялись деревянные элементы. Использовались трубчатые сверла, но вот столярный верстак и тиски не были известны мастерам Древнего Египта. Использовалось шлифование деревянной поверхности с помощью мелких камней.

В столярном ремесле Древнего Египта умели делать настоящую фанеру, что известно благодаря находке деревянного ящика из саркофага 3 династии. Ящик составлен из нескольких слоев разных сортов древесины, каждый из слоев составлял порядка 5 мм, скреплены они были деревянными шипами.

Также в гробницах Древнего Египта была обнаружена и дворцовая мебель, например в известной гробнице царицы 4 династии Хетепхерес. В ее усыпальнице были обнаружены такие высокостатусные столярные изделия как кровать, кресла, стулья, балдахин и носилки. Эти предметы позволили современным ученым восстановить технологии столярного ремесла тех времен. Так например стало известно, что помимо шипов использовалось соединение с помощью кожаных ремешков, которые пропускали через специальные просверленные отверстия, и деревянные элементы стягивались между собой.

Очень широко в столярном ремесле Древнего Египта использовалась резьба, во многих музеях мира можно встретить предметы деревянного интерьера тех времен, покрытые замечательной резьбой, делавшей эти прдеметы мебели настоящими произведениями искусства еще в те времена.

Разумеется, что со временем способы обработки дерева совершенствовались, так во время Среднего Царства технологии улучшались, и ко времени Нового Царства столярное ремесло достигло уже просто замечательных результатов. Так лезвия инструментов изначально были медными, затем бронзовыми и, соответственно, железными. Сами инструменты совершенствовались и заметно видоизменялись.

Стволы дерева при обработке всё так же тесали металлическим теслом, которое заменяло столярам рубанок, а вот при шлифовке деревянной поверхности стали уже использовать плоский камень песчаника. Более мелкие элементы и ножки мебели изготавливали с помощью долота-стамески. До сих пор не решен вопрос о моменте появления в столярном ремесле токарного станка, так как некоторые историки полагают, что он появился уже в более поздний период - во времена Древней Греции, но часть ученых считает, что такой станок появился уже в Древнем Египте.

Известно, что впервые фанеровать мебель стали в Древнем Египте. Тонкую фанеру стали изготавливать еще в Древнем Царстве, а с Нового царства её стали наклеивать на более дешевую древесину, что и стало первым примером использования шпона в производстве дорогой мебели из массива. Для склейки использовали клей, изготовленный из костей и кожи животных.

В качестве материала мастера использовали акацию, можжевельник, рожковое дерево (кароб), и другие местные породы древесины, также имело место использование черного (эбенового) дерева, которое доставляли с юга - из глубины Африки, ель и пихта доставлялась из Сирии.

Широко было распространено изготовление из дерева колесниц, причем самым сложным было изготовление круглых колес, ведь их форма должна была быть по-настоящему идеальной.Также столяры занимались и изготовлением оружия - луков, дротиков, стрел, предметов культа для храмов и изготовлением музыкальных инструментов для придворных музыкантов.

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты; бревнами мостили улицы и площади. Построить город значило в древней Руси «срубить город» - настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель. Из дерева же резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, ковкалы (чаши), дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т. д.

Совершенно естественно, что в условиях города XI-XIII вв. вся эта масса обиходных деревянных вещей не могла быть изготовлена внутри каждого хозяйства. Если для деревни мы не могли наметить специализации плотничного и столярного ремесл и ограничились только указанием на бондарное, то для города мы располагаем большим количеством сведений о ремесленниках - плотниках и столярах.

Плотников называли древоделями, а столяров - теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

Плотники, работавшие в городе, очевидно, не могли быть сезонными ремесленниками, совмещавшими свое ремесло с земледелием, так как время плотничных работ, лето, совпадало с полевыми работами; зимой готовили бревна для строек, а весной лес пригоняли в город плотами, летом строили. О плотничных работах подробно говорится в Киево-Печерском патерике и в Сказании о Борисе и Глебе, где речь идет о постройке церквей и монастырей. Отсюда мы можем почерпнуть крайне интересные сведения об организации плотников. Задумав построить церковь в Вышгороде, князь Изяслав Ярославич, «призвав старейшину древоделям, повеле ему церковь възградити. Старейшина ту абие собра вся сущая под ним древоделя, скончав же повеленное ему от благоверного, и в мале дней возгради на назнаменане месте». Здесь перед нами артель плотников со своим старейшиной во главе. Известны и имена вышго-родских зодчих - «огородника» Миронега и старейшины «огородников» Ждана. Возможно, что поставщицей плотников была богатая лесом и бедная хлебом Новгородская земля. В самом Новгороде издревле существовал Плотницкий конец, а новгородцев иногда называли просто «плотниками». Так, например, когда в 1016 г. 40 ООО новгородцев, пришедших с Ярославом, три месяца стояли на берегу Днепра под Любечем против киевских войск Святополка, то воевода Святополка Волчий Хвост, «ездя възле берег, нача укаряти Новогородце, глаголя: «что придосте с хромьцемь сим, а вы плотници суще; а поставим вы хоромом рубити нашим»» (Лавр. л.).

Русская Правда подробно излагает, как должна производиться расплата с плотниками, строящими или починяющими мосты. От времени Ярослава

Всеволодовича дошел Устав о мостех (ок. 1230 г.), по которому повинность по замощению улиц была точно разверстана между всем населением Новгорода Великого.

Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна . Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

Выступление Сергея Клейна на Фестивале Столярного Дела 2018

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов? » совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности » выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность «. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок .

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно? «. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это «, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству . В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков .

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!


Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !

С тех пор как древний человек встал на две ноги и стал обзаводиться кое-каким инструментом и имуществом, он начал использовать древесину, учился ее обрабатывать и приспосабливать для многих своих нужд. И это не удивительно, ведь дерево — это весьма прочный, но при этом легко обрабатываемый материал и весит он сравнительно не много, да и растут деревья почти повсеместно. Кроме того, из дерева можно делать не только полезные, но и очень красивые вещи, что во все времена привлекало творческих людей к работе с ним.

Задолго до того, как человек научился делать и строить деревянные дома, появились первые художники по дереву, которые сидя у костра в свободное от охоты и сражений с соседними племенами время, вырезали фигурки богов и животных, наполняя теплый податливый материал живой человеческой душой. А другие охотники в это же время постигали искусство делать из дерева полезные предметы: копья для охоты, , посуду и прочее.

Шли века, человек учился жить удобно, приспосабливая мир под себя. Когда был построен первый деревянный дом и кто сколотил первый стол, точно сказать невозможно, но именно тогда появились первые плотники: они научились грубо обрабатывать древесину, строить жилища из этого материала и делать простую мебель. Стоит отметить, что самым известным плотником в истории человечества был отец Иисуса Христа, да и сам Сын Божий до того, как стать мессией, занимался этим ремеслом.


Но некоторым плотникам захотелось большего и они принялись за более тонкую работу: вытачивать мелкие детали и соединять их, изготавливать лестницы, оконные рамы, двери, арки, строить лодки и более сложную мебель, - так появились столяры. Ну а затем из них выросли и настоящие художники по дереву — краснодеревщики, способные творить из редких сортов древесины настоящие произведения искусства.

Любопытно, что в русском языке мастер, делающий мебель из драгоценных пород дерева, называется «краснодеревщик», так как начиналась эта профессия с изготовления изделий именно из красного дерева, и только позже этот термин распространился на работы и из других ценных сортов древесины. А в других языках, например, в испанском и французском, такие же специалисты называются «чернодеревщиками», так как они начинали с эбенового (черного) дерева, но и этот термин в настоящее время употребляется для столяров, работающих с разными редкими и красивыми сортами древесины.


От древних произведений столярного искусства, к сожалению, мало что сохранилось, кроме найденных археологами изображений столярных работ на барельефах и настенных росписях. Первые инструменты, которые придумали люди на заре своего существования, были, в основном, из дерева, кости или камня. Древние плотники использовали деревянные гвозди, заточенные с помощью каменного или костяного ножа, для скрепления деревянных деталей. На старинных картинах, повествующих о строительстве Ноева ковчега, можно увидеть некоторые столярные инструменты тех библейских времен: примитивную пилу; вполне узнаваемые топоры, которые до эпохи металла делали из камня; деревянную кувалду, которой забивали костыли в дыры, проделанные с помощью примитивного сверла - предшественника современной дрели. Когда человечество научилось обрабатывать металлы, то инструментов было придумано намного больше и большинство из них с течением времени почти не изменилось. В эпоху Древнего Рима появились такие инструменты как рубанок и долото. Топоры стали мощнее и с более острым лезвием. Были изобретены пилы, которые по началу были не очень-то эффективными, так как могли двигаться только в одном направлении. Только в 15 веке, с развитием металлообрабатывающих технологий, было придумано лезвие для пилы, которое двигалось не только «туда», но и «обратно».

Надо заметить, что на протяжении веков столярный инструмент практически не изменился: по-прежнему существуют молотки, гвозди, рубанки и пилы, да и используют их так же как раньше, несмотря на то, что у каждого из традиционных инструментов появились электрические аналоги.